| |||
ГЛАВНАЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Знакомьтесь - дух Ховала!
Наверняка всем
знакомы слова
«заховать»,
«ховаться», «сховаться»…
Теперь хотя бы будем знать от кого.
Огненный дух (стоит
обратить внимание именно на название стихотворения)
Кто вдали идет пред
нами?
Черный весь, он
светит ало
Дух с двенадцатью
глазами,
Дух, зовущийся
Ховала.
Он еще зовется Вием,
Он еще зовется
Тучей,
Он ползет по Небу
змием,
Он роняет след
горючий.
Растянувшись от
Востока,
В дымный Запад он
упрется,
И широко, и далеко
Он грозится, он
смеется.
Искривленно он
хохочет,
Кровли хижин
зажигая.
И грохочет, и не
хочет
Сгинуть в смерти
сила злая.
Вот, прошло. Змея
убита.
Но над нами Небесами
Вечно скрыт, и дышит
скрыто
Дух с двенадцатью
глазами.
К. Бальмонт, 1907
А что у нас пишут на
просторах Интернета про этот замечательный персонаж?
Ховалой звалось
существо с двенадцатью глазами, расположенными как бы на невидимом
обруче вокруг головы. Когда Ховала идет по деревне, то освещает ее
подобно зареву пожара. Одни считают его зловредным, другие утверждают,
что лучи из глаз Ховалы способствуют росту растений и скотины. Ночью его
глаза будто бы излучают яркий свет, будто бы солнцем освещающий каждый
сантиметр окружающего пространства. Кроме того, рядом с Ховалой всегда
тепло, его энергия «выжигает» из людей злобу, бессилие и отчаянье.
Гораздо хуже, если Ховала прошел через город днем. В это время его глаза светятся все тем же незримым пламенем, но вместо того, чтобы дарить свет, они его будто бы поглощают. И если Ховала остановил взор на каком-то объекте, будь то человек или камень, то этот предмет сразу же теряет всю свою жизненную силу – человек начинает хиреть и очень скоро умирает, дерево чахнет, камень рассыпается в пыль. Существует поверье, что днем из его очей исторгаются лучи тьмы, и то место, куда они падут, сразу становится невидимым: он как бы «ховает», то есть прячет все вокруг.
Очень напоминает
Ховалу огненный дух Жыж. Он постоянно расхаживает под землею, испуская
из себя пламя. Если он ходит тихо, то согревает только почву, если же
движения его быстры, то производит пожары, истребляющие леса, сенокосы и
нивы. Говорят, что у Жыжа 12 глаз, и когда он решает выбраться на землю
и прогуляться по какой-нибудь деревне, то свет его очей освещает все
вокруг даже самой темной ночью.
Чехи и словаки Жыжа
зовут Жаркооким. От его взгляда все загорается, а скалы рассыпаются в
пыль, поэтому он никогда не открывает все свои двенадцать глаз, а
смотрит лишь одним, да и то крепко прищурившись.
Вий (Вий
Чернобогович) – один из ключевых отрицательных персонажей славянского
пантеона Дасуней, богов Нави. Вий – один из первых и один из сильнейших
сыновей Чернобога, воплощения абсолютного хаоса, тьмы и разрушения.
По славянским
поверьям Навь (ее также иногда называют Темной Навью в противовес
Светлой Нави – Слави) разделена на три царства. Владыкой Верхнего до
определенного времени был Горын.
Когда Горын погиб этот слой Нави долго пустовал, но впоследствии был
занят Велесом. Нижним Царством испокон веков владел Кощей. А вот среднее
Царство Чернобог отдал Вию.
Вий представлялся
нашим предкам как могучее практически непобедимое чудовище (реже –
страшный сутулый старик).
Также на Украине с «вієм»
(то есть «веем») связывали вихри и смерчи.
В русских,
украинских и белорусских сказках веки (ресницы, брови) Вия поднимали
вилами его
помощники.
Человек, на которого
смотрел Вий, не выдерживал его взгляда и умирал. Своим взглядом Вий мог
не только убить человека, но и разрушить и обратить в пепел деревню или
город.
Ну и, конечно, мы не
можем проигнорировать Николая Васильевича Гоголя и его описание Вия.
«С ужасом заметил
Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо
поставили к тому месту, где стоял Хома.
- Вот он! - закричал
Вий и уставил на него железный палец.»
Н.В.Гоголь, 1835
Может кому и
неудивительно, что у духа железное лицо и пальцы, а по мне так это очень
странно.
А со слов поэта
Константина Бальмонта – Ховала, он же Вий – существо или объект,
обладающий 12 «глазами», который передвигается по небу тучей или по
земле и периодически подпаливает села и деревни. Такой вот интересный у
нас поджигатель.
В итоге, мне
представляется нечто металлическое и перемещающееся по небу. Позволю
себе пофантазировать. Например, вот такое может летать «с 12 глазами»:
Трагикомедией —
названьем «человек» — Николай Гумилев
Могут ли тучи
поджигать? Да, безусловно:
Средневековая
гравюра, Амстердам, 1668 год.
А может это вовсе не
тучи поджигают?
Картина неизвестного
художника в Трансильвании (Румыния). Горящая церковь. Точное время
создания также неизвестно, но монастырь, который находился на месте
современного, был уничтожен пожаром в XVII веке, картину вынесли.
Переведу: Масштабный
пожар в Чикаго, 8 октября 1871 года
Альбер Робида,
Собственно, к чему
вся предыдущая информация. Да к тому, что огненные атаки с воздуха не
были для наших предков фантастикой, в отличии от нас. Ховала ли мимо
пролетал или кто ещё, но картины и фотографии говорят о том, что
основными объектами в основном являлись замки и монастыри и, в целом,
все возвышающиеся конструкции.
Ну
и, конечно, объектами уничтожения часто становились целые города.
Давайте попробуем рассмотреть несколько примеров САМЫХ НЕОБЫЧНЫХ пожаров
не районов и зданий, а целых городов:
8
октября 1871 года, в половине десятого вечера, одновременно, в сотнях
миль друг от друга, в штатах Висконсин, Мичиган и Иллинойс вспыхнули
беспрецедентные по мощи пожары. Пострадали 24 города,
целиком уничтожено 16
городов.
Город Пештиго
Жители поселка услышали страшный грохот, и в ту же минуту небо
заполнилось облаками пламени. Свидетели утверждают, что огонь не сошел
постепенно - от лесного пожара или чего-то еще. Вихрь пламени упал
сверху. Многие погибли мгновенно, едва вдохнув раскаленный воздух.
В
городе Peshtigo погибло по разным оценкам от 800 до 1200 человек. В
братской могиле останки 350 человек. В округе погибло от 1200 до 2400
человек. Точное число неизвестно, поскольку индейцы и лесорубы в
перепись 1870 года не вошли.
От
одних остались только кости, другие тела нетронуты огнем. Река завалена
трупами.
Справа ветки дерева целы!!! Вот здесь бы следовало провести аналогии с событиями, которые происходят сейчас в Соединенных Штатах - не тот ли дух Ховала таким же странным образом выжигает поселения на обширных пространствах? Надо просто начать сравнивать и увидеть насколько похожи последствия этих температурных воздействий. Свидетели современных событий так же утверждают, что многократно видели как лучи бьют сверху и даже есть фотографии. Какие на этот раз преследуются цели - остается догадываться, но это явно зачистка чего-то другого. Ролик на эту тему я делал на канале "В глубинном государстве не спокойно", ближе к 18-й минуте.
Великий пожар в
Чикаго, 8 октября 1871 года
Очень похоже происшествие в Пештиго на гибель Енисейска от пожара 27
августа 1869.
Каменный щебень, которым были усыпаны улицы раскалился до красна,
люди прятались в реке, но все равно гибли, сидя по шею в воде, потому
что не могли вдохнуть раскаленный воздух, а на Енисее разыгралась буря,
которая в этот день образовала
целую гряду гальки на правом берегу. Оплавлены оказались даже
колокола на колокольнях, отстоящие на 100 сажень от построек. 1 сажень -
Все
это очень даже объясняется с точки зрения альтернативной истории –
просто шла планомерная зачиства территории бывшей Тартарии, остатков
ведической цивилизации. оставшейся от потопа.
Гибель Енисейска.
Не менее загадочен
пожар в Новгороде в 1508, в
котором люди тоже прятались в воде, но не спаслись: «утопших же и
сгоревших в пепел число бог весть, а горело день да нощь да на завътрее
до полуден». Тогда только по официальной версии погибло 3315 человек.
Для городского пожара – это какая-то запредельная цифра. А до этого уже
погибло 60% населения, поскольку 3 осени подряд был мор. "Бысть мор в
Великом Новгороде в 1508 году - помре железою по три осени, и в
последнюю осень умре людей 15396 человек". Вообще похоже на планомерное
уничтожение города «не мытьем, так катаньем».
С. Животовский.
Пожар в Новгороде в
1508 году
Мы так много говорим
о потопах и так мало о пожарах. Не буду утверждать, что Содом и Гоморра
(сошествие огня с неба на города)
у нас случались часто, но они имели место быть. Однако, привлечь
внимание хочется к тому, что
ПОЛНОЕ ВЫГОРАНИЕ ГОРОДА уничтожает историческое наследие и все
свидетельства развитости цивилизации гораздо эффективнее любого потопа.
А теперь
воспользуемся информацией, собранной уважаемым блогером visualhistory
в ЖЖ
https://visualhistory.livejournal.com/1847527.html в материале «Крупнейшие
городские пожары Руси/Российской империи. Хронология».
Кстати, рекомендую всем – там представлена более полная картина (тут
стоит оговориться, что использовались официальные источники!!!!). У меня
же была попытка выявить хоть какую-то закономерность, а я подозреваю,
что их там (закономерностей) совсем не одна. Думаю, что суть не
изменилась за века: как и раньше, уничтожают огнем
ВСЁ ТО, ЧТО МЕШАЕТ в достижении
какой-либо цели, НЕ ПОДЧИНЯЕТСЯ и ОКАЗЫВАЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ. Чаще
всего действует принцип: «так не доставайся же ты никому». Итак,
объединяем пожары по названию городов, а не по датам. Получаем весьма
странную картину. Москва-то горела постоянно, оно и понятно - за нее шла
постоянная борьба. Однако, всё равно, о таких катастрофических размерах
у меня даже мысли не было:
1331, 1343, 1354,
1356 — Москва (почти полностью сгорела)
1488 — Москва
(примерно половина города)
1547 — Москва
(треть), погибло более 2000 человек
1571 — Москва
(хан Девлет—Гирей сжёг город почти полностью)
1611 — Москва
(нижегородское ополчение сожгло весь город, кроме Кремля)
1626 — Москва
(сгорела почти вся Москва, включая Кремль)
1699 — Москва
(весь Китай—город и Белый город от Неглинной до Яузы)
1701 —
Москва (сгорели почти весь
Кремль и часть Замоскворечья)
1737 — Москва
(сгорела четверть города, включая Кремль: более 12 тысяч дворов и двух с
половиной тысяч домов, свыше семидесяти церквей и монастырей),
С.—Петербург (более 1000 домов)
1812 — Москва
(3/4 города, уничтожены 6 496 из 9 151 жилого дома (включавших 6 584
деревянных и 2 567 каменных), 122 из 329 храмов, 8251 складское и
торговое помещение)
Короче, для
иностранных лохов-туристов – у нас в Москве есть еще 2 оставшихся
обгорелых бревна – приезжайте на них посмотреть. А подземную
старинную часть города Вам всё равно, если покажут, то в
ПРАВИЛЬНОМ варианте.
Стоит обратить
внимание: после 1812 года масштабные пожары в Москве прекратились!!!!!
А дальше всё
интереснее и зажигательнее
J
НИКОГДА у меня не
было даже предположений, что Кострома и Самара играли какую-то ключевую
роль в истории России. Теперь они есть. Их палили нещадно. Судите сами:
1700 — Самара
(сгорела почти половина города, а также его крепостные стены)
1703 — Самара
(сгорело всё, что уцелело после пожара
1746 — Самара
(выгорела большая часть города)
1765 — Самара
(2/3 города, «сгорели магистрат, воеводский дом, 4 церкви, купеческие
лавки, 418 дворов. Осталось всего 170 частных дворов»)
1848 — Самара
(город сгорел почти полностью)
1850 — Самара
(почти полностью, сгорело 486 деревянных и 35 каменных жилых домов, все
административные здания города)
1654 — Кострома
(сгорел кремль)
1679 — Кострома
(огонь истребил Костромской кремль, большую часть нового города и
посадов)
1887 — Кострома
(опустошил северную часть города)
1773 —
Кострома (почти полностью)
1779 — Кострома
(более половины города)
1847 —
Кострома (пожар с 5 по 11
сентября 1847 года. Сгорело 188 домов, Богоявлеский монастырь, 3
фабрики, 4 общественных здания. Уничтожено более половины города)
На текущий момент
для меня одно полное
выгорание города – может быть случайность. Второе полное обугливание
всех культурных ценностей – это странность. Третье же сжигание наследия
предков – это методичная глобальная зачиска.
На четвертом месте
по выгораниям после Москвы, Самары и Костромы расположился Архангельск:
1611 —
Архангельск (первый большой пожар в городе)
1765 — Каргополь
(выгорело три четверти города, пожар вошёл в историю как "великий"),
Архангельская область
1667 —
Архангельск (крупнейший пожар в истории города)
1779 —
Архангельск (за год центральная часть набережной города выгорела
дважды)
1793 —
Архангельск (в центре огнём было уничтожено 1220 строений из общего
числа построек 1650)
Дальше смотрите
сами:
1194 — Новгород
("великий пожар", продолжался 3 мес.), Старая Русса (Новгородская
область)
1508 —
Новгород (погибло 3315
чел.)
1709 — Новгород
1513 — Нижний
Новгород (уничтожил дубовый деревянный Кремль)
1530 — Нижний
Новгород (сгорело около тысячи различных строений)
1715 — Нижний
Новгород (почти весь город)
1726 — Арзамас
(сгорел кремль и почти весь город), Нижегородская область
1759 — Уфа
(сгорел кремль и окрестности, всего 210 дворов)
1579 — Казань
(пожар истребил всю северную и северо—восточную часть города с Кремлем
включительно)
1815 — Казань
(выгорело 70 кварталов, 166 улиц с переулками, 1500 домов и 19 церквей,
весь кремль)
1609 — Псков
(почти весь город с кремлём)
1682 — Псков
(выгорел полностью Средний город, Полонище города, частично городская
часть Запсковья)
1767 — Астрахань
(выгорела значительная часть города)
1778 — Астрахань
1673 — Воронеж
(пожар смел значительную часть стен и большинство домов жителей)
1748 — Воронеж
("великий", сгорели практически все дома в новой части города, более
1000. От петровских построек остались только Успенская церковь, Цейхгауз
и бывшая верфь (впоследствии шерстомойка).
1773 — Воронеж
(треть города, 249 жилых домов и 258 торговых лавок)
1679 — Касимов
(огонь уничтожил город, стены и башни, соборную и три приходских
церкви), (Рязанская область)
1825 — Касимов
(треть города)
1837 — Рязань
(практически вся деревянная застройка города)
Меня не покидает
ощущение, что города начинали выгорать тогда, когда они становились либо
опорными точками регионов, либо имели
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Поэтому закончу свою подборку Сибирью и уничтоженным Енисейском:
1695 — Тюмень
(самый сильный пожар в Тюмени в 17 в., сгорело 604 двора). Сибирь
1701 — Тобольск
(сгорели 676 дворов на верхнем и 206 на нижнем посаде)
1778 — Енисейск
(почти полностью)
1788 — Тобольск
(крупнейший, св. 1800 домов, более половины города, в т.ч. кремль)
1869 — Енисейск
(уничтожено 6/7 города, что привело его к упадку), гибель города
1879 — Иркутск
(половина города, 75 кварталов, 105 каменных и 3418 деревянных
зданий)
1881 — Красноярск
(до 40 каменных и до 400 деревянных домов)
Иркутск, пожар 1879
Выше мы знакомились
с обстоятельствами гибели Енисейска! А горел он аж 3 раза!!!
По-видимому, он был какой-то ключевой точкой когда-то, несмотря на
несущественные размеры и малое количество жителей.
Однако, важно
понимать: даже единожды выжженный дотла город УЖЕ не является
ПАМЯТНИКОМ (от слова ПАМЯТЬ)
достижений наших предков. И мне все равно кто обратил в пепел наши
города Ховалы (а без них точно не обошлось) или те, кто им служит.
1719 — Суздаль
(сгорел кремль, почти все церкви и дома обывателей)
1742 —
Торжок (сгорел кремль)
1763 — Тверь
(сгорели 852 дома из 900, почти все казенные здания)
Ну и так далее. За
один только 18 век выгорели порядка 35-40 древних городов, некоторые по
2-3 раза. Даже не хочу думать о количестве жертв. С остальным списком
«городов- погрельцев» можете ознакомиться сами. Еще раз оговорюсь:
данные по выгораниям городов могут быть неточными, поскольку извлечены
из официальных источников и, безусловно, они требуют корректировки и
существенных дополнений.
Не знаю, насколько
Вы доверяете поэтам и художникам 19 века. С моей точки зрения – это одни
из немногих источников информации, которые можно и нужно рассматривать.
Давайте снова обратимся к поэзии серебряного века.
ХоВала, Ваал, Баал –
может быть и неправильная логическая цепочка. Но уж какая выстроилась.
Дpуг мой, бpат мой,
усталый, стpадающий бpат.
Кто бы ты ни был, не
падай душой:
Пусть не пpавда и зло
полновластно цаpят
Над омытой слезами
землей,
Пусть pазбит и поpуган
святой идеал
И стpуится невинная
кpовь,-
Веpь, настанет поpа
- и погибнет Ваал,
И веpнется на землю
любовь!...
Семен Надсон (
Об этом персонаже
говорилось уже не раз. Но, кратко, напомню: Ассиро-вавилонско-семитское
божество, объединял массу функций — считался богом-громовержцем,
покровителем вод и войны, богом плодородия, солнца, неба. В культуре
древних греков аналогом Баала можно считать Зевса. В древних семитских
языках имя божества звучит как «Бел» или «Ваал» и переводится как
«господин», «хозяин», «Господь». Используется как нарицательное
«владыка» в отношении как богов, так и властителей городов. Его жена —
богиня Астарта, аналог шумерской Иштар.
Баал с молнией,
15-13 век, до н.э.
Ну и напоследок
снова про 19 век от поэта
серебряного века Александра Блока и фотографа Максима Дмитриева. Выводы
делать Вам самим.
Александровский мост
через Волгу в Сызрани.
Машинный отдел. Всероссийской художественно-промышленной выставки.
Век девятнадцатый,
железный,
Тобою в мpак ночной
беззвездый
Беспечный бpошен
человек!
Народная столовая в
деревне Пралевке Лукояновского уезда. 1891 ��
***
Но тот, кто двигал,
упpавляя
Маpионетками всех стpан,-
Тот знал, что делал,
насылая
Гуманистический
туман:
Там, в сеpом и
гнилом тумане,
Увяла плоть, и дух
погас,
И ангел сам
священной бpани,
Казалось, отлетел от
нас...
Александp Блок. "Возмездие" 1909-1921
Раздача хлеба в ссуду крестьянам в городе Княгинине. 1891-1892 гг.
Нижегородские «босяки».
Группа старообрядцев. Деревня Кузнецово Семеновского уезда.
Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде.
Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде.
У меня даже не было
предположения, что у нас было столько старообрядцев в конце 19 века.
Изба татарина
Саловатова в деревне Кадомке Сергачского уезда. 1891-1892 гг.
Закладка городской соборной мечети в Нижнем Новгороде.
А еще у нас чудесным
образом соседствовали все религии.
Настоятель молельни
поморцев в Семеновском уезде.
Типы богомолок в
Серафимо-Понетаевск����������м женском монастыре.
В заключении
хотелось бы сказать, что в 19 веке нас преследовал ЗЛОЙ РОК, но мы
выжили. Теперь же пытаемся переосмыслить всё былое и должны выстоять,
опираясь на знания наших предков. Всем благополучия и терпения!
| |||
ГЛАВНАЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ |