| ||||||||||||||||
ГЛАВНАЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Н. Рерих. Голубиная
книга, 1922
В ролике
«Поэзия серебряного века.
Славянская мифология» мы знакомились с Голубиной (Глубинной) книгой
– бесценным источником информации, оставленном нам в наследие предками,
и лишь упомянули про единорога. А этот персонаж вполне достоин
отдельного повествования. Итак, наш индрик, он же Белояндрих, Кондрык,
Вындрик, Единрог и Единор. Один из главных символов того содружества
государств, ну или проще сказать Союза царств, коим правил Главный или
Старший царь Волот Волотович.
Единорог. Миниатюра
"Христианской Топографии", XVIII век.
В предыдущем ролике
также было озвучено, что в Голубиной книге упоминается как билась Правда
с Кривдаю, и Правда проиграла. Аналогично в более раннем варианте
Голубиной книги воюют Единорог со Львом, и Единорог уступает:
Единорог-зверь –
всем зверям отец.
Почему единорог всем
зверям отец?
Потому единорог всем
зверям отец, –
А и ходит он под
землею,
А не держут ево горы
каменны,
А и те-та реки ево
быстрыя;
Когда выйдет он из
сырой земли,
А и ищет он
сопротивника,
А таво ли люта
льва-зверя;
Сошлись оне со львом
во чистом поле,
начали оне, звери,
дратися:
Охота им царями
быть,
Над всеми зверями
взять большину,
И дерутся оне о
своей большине.
Единорог зверь
покоряется,
Покоряется он льву
зверю...
Ки́рша Дани́лов
(Кирилл Данилов, Кирило Данилов Никитиных) 1706-1776—
молотовой мастер Невьянского завода Демидовых,
музыкант и сказитель, составитель первого сборника русских
былин,
исторических, лирических песен, духовных стихов. Какие, оказывается, у
нас работящие поэты были!!!!! Или молотовые мастера все стихами
баловались?
Ну, и Константин
Бальмонт тоже возвращает нас к Голубиной книге:
Напомним:
Был велик ������������������������������������������������от дeнь,
и светла заря,
…
«Ты уж спрашивай,
сильный царь Волот,
«Где начало дней?
Где всех дней конец?
…
К. Бальмонт, 1906
Мартин де Вос, 1572
Единорог, елень и ехидна. Миниатюра «Букваря» Кариона Истомина, XVII
век.
Индрик также олицетворяет
собой доброго духа, повелителя доброй энергии, света, победителя тьмы.
Различными были не только именования единорога, но и его изображения.
Единственным обязательным отличительным атрибутом зверя был его рог,
остальной же облик менялся от рукописи к рукописи. Сам рог мог быть
прямым, загнутым или витым, нередко единорога изображают с когтистыми
лапами вместо копыт, а морда его имеет бородку. Даже окрас животного мог
быть не только привычным для нас белым – символом чистоты, но и голубым,
зеленым, желтым, и, весьма часто, красным, обозначающим свирепость и
опасность мифического зверя. Норов у нашего Кондрыка был отнюдь не
смиренный и ласковый.
"Охота на
единорога". Серия гобеленов конца XV века. Фландрия
Единственное, что
для меня так и остается тайной:
Он ведь ходит по
всем по подземелью,
Мое предположение,
может быть и неверное, что кондрыка наши прапрапрадеды считали символом
ТОЙ цивилизации, которая на текущий момент присыпана многометровым слоем
глины, песка и грунта. Цивилизации наших предков.
Всё дело, казалось
бы, в его роге: издревле его рогу приписывались лечебные свойства (в
частности, считалось, что это лучшее средство от любых ядов). Однако, у
меня возникает ощущение, что это символическое убийство.
Италия, вторая
половина 15 века.
Средневековая
карикатура - единорог сбрасывает тиару с папы Римского....
На Руси же к
животине было отношение доброжелательное, да и кто же покусится на
символ правящей династии. Примерно за 20 лет до двуглавого орла, при
великом князе Московском Иване III отчеканили золотые монеты двух типов:
малые и большие. Большие монеты назывались «корабельниками» — по
изображению на них корабля. На другой стороне находился крест, в углах
которого располагались четыре единорога.
Двуглавый орел не был еще тогда символом Руси и не мог тогда
стать гербом, следовательно эмблема единорога на «корабельнике» являлась
более древним государственным гербом. А точнее Орел, по версии
официальной истории, пришел к нам вместе с женитьбой Ивана III на
византийской принцессе Софье Палеолог. Однако, несмотря на это с 1562
года единорог все равно изображается на груди двуглавого орла,
наравне со
Святым Георгием Победоносцем, таким образом, в данную эпоху их
значение было равнозначным.
Давайте посмотрим,
может эти персонажи и правда похожи:
Это лишь мое
предположение, но есть полное ощущение того, что эти два символа –
Георгий Победоносец и Единорог, если не одно и то же, то
взаимозаменяемы. В целом очень непросто пытаться понять историю более
чем тысячелетней давности. Мы не можем толком определить, что было в 19
веке. Но, есть вероятность, что мы в итоге поднимем и многовековой пласт
истории.
Наш Кондрык
встречается на царской печати, троне, кухонной утвари, зданиях времен
Иоанна IV и на других предметах,
а также в более ранние и поздние годы.
Мифический зверь
единорог. Роспись коробьи. Район Великого Устюга. XVII век.
Муравленый
узкорамочный изразец в наружном декоре паперти трапезной палаты
Борисоглебского монастыря. Московское производство. 90-е годы XVII века.
Ротное знамя
солдатского полка конца XVII в. Эрмитаж
Знамя конца XVII в.,
г. Стокгольм (очень странное знамя с русскими буквами – откуда оно в
Стокгольме)
Уникальное знамя
устюжского воеводы Пушкина, времен Смутного времени. Великоустюгский
музей-заповедник
Благодарю
Mila Nurmela за
комментарий к предыдущему видео: Индрик-Единорог = един°НаРод… У меня
получилось примерно то же, но другим путем: UNICORN – Единорог на
английском. Берем UNI – один, CORN – рог. НО есть также значения UNI –
единое и CORN – зерно. Получаем: единое зерно, кукурузный початок,
пшеничный колос. Мне лично ближе ржаной хлеб, нежели поп-корн, а потому
назову-ка я Земли, где правили 42 царя, среди которых Старший – он же
Первый царь, Волот Волотович, ЕДИНОРОЖЬЕМ.
В процессе поиска
изображений Кондрыка случайно попалась вот такая увлекательная картинка:
Желтый единорог с
витым рогом под иконой Богоматери «Знамение». Миниатюра старопечатной
Псалтири XVII века.
Здесь отвлекусь от
повествования про Единора - знамение как-то подозрительно напоминает
потоп. И судя по архитектуре – это не библейский потоп ни разу. На
башенке справа тоже символы волны? Могу ошибаться….
А над иконой это что
за странный знак или объект такой? Огромная благодарность всем
участвовавшим в обсуждении, в том числе Татьяне Матниной
https://tatiana-matnina.livejournal.com/9117.html : остановлюсь,
пожалуй, что это огненный меч или огненный дух.
Захотелось посмотреть на другие иконы «Знамение». И вот, что сразу
же нашлось в просторах Интернета:
Справа и слева – это
лица (если я не ошибаюсь - шестикрылых Серафимов, они же огненные змеи.
Сколь мне помнится, к водной стихии эти товарищи отношения не имеют, а
вот сжечь или испепелить – это вполне в их стиле). И они изображены на
фоне планет? Какие интересные
иконы под названием «Знамение» оказывается…..
Ну-таки, вернемся к
нашим кондрыкам. Символика некогда существовавшего Единорожья
прослеживается и в гербах наших именитых дворянских родов. На многих из
них уже присутствует влияние Льва, но Единорог в целом доминирует:
Ну и нельзя не
порадоваться, что символ того древнего Союза Государств преодолел
тысячелетия и всё еще с нами:
Поражает широкая
география нашего кондрыка и то,
что все гербы с ведической символикой. А последний герб еще и с Георгием
Победоносцем! Все эти поселения древние, упоминания о них есть в
источниках 17-18 веков, как правило, о том, что там есть погосты. То
есть люди там жили не один век. У меня уже давно созрел вопрос о том,
что это у нас за сельские поселения такие, у которых гербы то с гномами,
то с единорогами. Но еще более мне интересно, какие следы цивилизации
находятся ПОД этими сельскими поселениями.
Ну а как там
поживают единороги в других странах на текущий момент? Похоже, они себя
там весьма неплохо чувствуют.
Зальцбург, Австрия.
Все-таки «козляти подобен»
J
Единороги в замке Хелльбрунн,
Австрия (Замок Хельбрунн (нем. Schloss Hellbrunn) - летняя резиденция
архиепископа Зальцбургского):
Единорог в
Мюнхене, Бавария, Германия
Памятник Единорогу в
Люнебурге, Нижняя Саксония, Германия
Единорог в
Барселоне, Испания
Памятник Единорогу
в Сан-Фернандо (Кадис), Андалусия, Испания
Единорог на острове
Изола Белла, озеро Лаго-Маджоре, Италия
Единорог во
Флоренции, Италия
Памятник Единорогу
в Валлетте, Мальта
Единорог в
Хартогенбоссе, Нидерланды
Единорог в Саверне,
департамент Нижний Рейн, Франция
В Китае же единорог
стилизован под дракона, так что узнать его сложно. А называют его Цилинь.
Китайский единорог
Цилинь
Ну уж, если речь
зашла об азиатских индриках, то нельзя не упомянуть герб Казахстана:
Какой же конфликт
произошел между львом и единорогом, что они вместо того, чтобы блюсти
равновесие у мирового древа стали «дратися»? Если помните в XVII веке в
Англии, было даже написано стихотворение о битве Льва с Единорогом,
которое попало в повесть Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»: «Вел за
корону смертный бой со Львом Единорог…». Оставлю этот вопрос пока
открытым. Но мы же можем хотя бы попытаться посмотреть что-то по
имеющимся источникам. Итак, абсолютно привычное изображение дерущегося
со львом единорога прослеживается ВЕЗДЕ.
Московский печатный
двор, основанный Иоанном Грозным нa ул. Никольской (г. Москва).
Там же:
Исторический музей,
Красная Площадь, а наверху идет сражение льва с единорогом….
А также нам не менее
интересно каким образом Индрик был пленен:
"Пленение
Единорога". Серия гобеленов конца XV века. Фландрия. Стоит обратить
внимание на ограду и ошейник. Частокол весьма напоминает ту самую
корону, которую мы увидим ниже в гербах на шее у Единорога.
Подозреваю, что
Единорогов на гербах Великобритании и Канады оставили не случайно – это
трофей, это символ подчинения в царском ошейнике. Лев отгрыз копыто и
выдрал гриву и хвост. Но мы же теперь знаем и помним про Единорожье. А
особенности ржаных семян нам известны: каждое растение формирует 5-8
побегов.
Начинали мы с
Единорогов это повествование, а закончить мне захотелось Львами в
исполнении поэта серебряного века Максимилиана Волошина:
Война
***
И видел я:
разверзлись двери неба
***
Время как будто
опрокинулось
Есть еще
предположение, что это может быть и не Первая мировая, а Крымская,
например (там тоже львиные уши торчат). Вот еще одна часть стиха с
указанием, что всё же это 1 мировая:
Еще! еще! И все
казалось мало…
М. Волошин, 1923
Может быть под чумой
он подразумевает демонов в человечьем обличии, которые захлестнули мир
своим террором.
| ||||||||||||||||
ГЛАВНАЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ |