| |||
ГЛАВНАЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Представленные
картины принадлежат кисти разных художников из разных стран… Нас очень
интересуют, конечно, причины разрушения этих сооружений, но не менее
занимателен процесс их присыпания... Руины Италии,
Луи-Франсуа Касас (французский пейзажист), 19 век
Вильямз Грециан.
(1773–1829).
Шотландский художник. Гудричский замок (Англия).
Справа видно, что песок находится прямо внутри сооружения на приличной
высоте
Есть у художника
Джованни Батиста Пиранези гравюра
«Вид гробницы Гая Цестия»
сделанная художником в 1755
году, на которой изображена пирамида Цестия в Риме. Но особо
примечательным на картине являются застывшие сель или глина. Откуда в
Риме столько богатства прибыло???? Присмотримся также к пристройка к
пирамиде справа – и поглядим период ее полного разрушения
Лебедев Михаил
Иванович. «Могила княжны П.П.Вяземской в Риме», 1835 год
– остатки пристройки, вид пирамиды спустя 80 лет с другого ракурса.
Собственно, хочу отметить, что следуя моим наблюдениям по картинам
поврежденные замки и сооружения ветшают очень быстро…Поэтому Рим
превратился в полные развалины менее, чем за 70-80, а, если учесть
постоянные глиноприсыпания, то, вероятно, лет за 50.
Матвеев Фёдор «Итальянский город»
1790-е.
Сократ Максимович Воробьев
(1817-1888).
Замок на берегу
моря.
Замкам,
также, как и нашим монастырям-крепостям, почему-то особенно не везло.
Впрочем, может это просто художникам нравилось их рисовать, даже в самом
неприглядном виде… Судя по картине в небе летает субстанция весьма
неприличного вида, которая выпадает самым, что ни на есть естественным
способом, покрывая всё в округе….
Язеп Дроздович (белорусский
художник) 1888 - 1954. Новоградское замчище:
Язеп Дроздович (белорусский художник) 1888 – 1954. Северо-западная стена
Кревского замка
Язеп Дроздович (белорусский художник) 1888 – 1954. Вход в подземный
тоннель на горе Бакшат в Вильне
Богаевский
Константин Федорович. Ворота в башне. 1902
Богаевский
Константин Федорович. Стены и башни Сольдаи. 1904
Василий Верещагин. Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд. 1869-1870.
Ярко выражен процесс образования «культурного» слоя. Сооружение в
нем почти утонуло
Василий Верещагин «Мавзолей Шах-и-Зинда», 1869, Туркестан. Воздействие
на купол именно сверху!!!
В
прошлый раз мы заглядывали в Европу и Россию, рассматривали последствия
воздействия неведомого явления, такого как глинопадение,
песокоприсыпание и камнебития сооружений с воздуха. А что в соседних с
Россией странах? Мне приглянулись ряд картин из Беларуси…Так и назову их
– руины античной Белоруссии, а то у нас если античные, то Рим или
Греция, а античная Белорусь звучит никак не хуже:
Юзеф Пешка. Руины
замка Белый Коваль. Смоляны (Беларусь), конец 18 века,
песок внутри замка
Наполеон Михайлович Орда (1807 - 1883)
- знаменитый художник, композитор и пианист, жизнь и творчество которого
связаны с Беларусью. Родился в деревне Вороцевичи Пинского уезда Минской
губернии (теперь Ивановский район Брестской области) в семье
инженера-фортификатора Михаила Орды.
Какие всё же дивные имена давали в те времена – у нас Сократ
Максимович Воробьев, у белорусов – Наполеон Михайлович Орда. Даже не
знаю, что престижнее Наполеон или Сократ…)))
Новогрудский замок.
Канут
Русецкий. Мирский замок, 1844
(у этого художника еще присутствуют остатки крыш)
Наполеон Михайлович Орда. Мирский замок,
видимо, позже лет на 10 (отвалы песка впечатляют, а в небе Беларуси
бушуют сахарские песчаные бури и уносят остатки кровли)
Наполеон Михайлович Орда (1807 - 1883). Каложа
Наполеон Михайлович Орда (1807 - 1883).
Ружаны
Наполеон Михайлович Орда (1807 - 1883).
Каменец-Литовск, Каменецкая башня в Брестской области
Наполеон Михайлович
Орда (1807 - 1883). Новогрудок. Руины замка и Фарный костёл
Наполеон Михайлович Орда (1807 - 1883).
Свислочь
На текущий момент
на месте замка сохранились лишь рвы, земляные валы, небольшие фрагменты
каменных цилиндрических башен. Все заросло кустарником.
Наполеон Михайлович Орда (1807 - 1883) .
Гольшаны.
Руины
замка Сапегов
Наполеон Михайлович Орда (1807 - 1883).
Крево
Попалось немного картин с изображением территорий современных Литвы,
Польши и Украины:
Язеп
Дроздович (белорусский художник) 1888 – 1954. Руины башни в Кревском
замке (Литва)
Литва. Тракай –
замок.
Наполеон Михайлович Орда (1807 - 1883).
А так замок выглядел
в середине XIX века. Картина
Войцеха Герсона 1855 года. Видимо, лет на 5-10 позже. Печальное
зрелище гибели некогда величественного строения. Наполеон Орда. Биржи (Литва). Лютеранская церковь, руины замка Радзивиллов и костёл
Наполеон Орда. Казимерж над Вислой (Польша). Руины замка:
Наполеон Михайлович Орда (1807 - 1883).
Острог. Острожский
замок. Украина.
Екатеринослав
(Днепропетровск), теперь Днепр
Общий вид на
Успенский и Преображенский соборы.
Или имеет? Поленов
Василий: "Вид Феодосии со стороны Карантина с развалинами Генуэзской
крепости", 1912. Странный нанос песка... если на таком что-то построить,
то …
Здесь прямо-таки
вспомнился Андреевский спуск в Киеве, это так же так же засыпано
какое-то строение:
"Разоренный Киев" Брюсов Валерий Яковлевич
Четыре дня мы шли
опустошенной степью.
Париж,
Томас Гёртин
Улица
Сен-Дени в Париже, 1775-1803
Джозеф Мэллорд
Уильям Тернер известен за его картины-пейзажи, и, в частности. те, в
которых он использовал цвет для драматического эффекта. Он с
удовольствием изображал стихийные бедствия - извержения вулканов, штормы
на море и лавины. По официальной версии Тернер часто ездили в Альпы, а в
1840-х годов он посетил деревню Гольдау в Швейцарии, которая в 1806 году
был разрушена катастрофическим оползнем, в результате которого погибли
457 человек. Драматическое небо считается символом разрушения деревни.
Уильям Тернер «Гольдау»
населённый пункт в
Швейцарии, в
кантоне
Швиц, 1841-1843
Тернер не кажется
мне неадекватным.
Вот, например,
картина «Пожар в здании
Парламента, 16 октября 1834 г.», но швейцарский «оползень»
даже на пожар не похож…..
С другой стороны,
а что еще можно рисовать в маленькой швейцарской деревушке, если не
оползень или лавину? Возможно, я уже отношусь предвзято к названиям
картин и трактовке событий «экспертами», но, к сожалению, огромное
количество картин переименовано и законсперировано так, что никогда не
догадаешься о настоящем замысле автора. «Пейзаж», «Замок», «Вид на
город», а то, что этот пейзаж, замок или город сейчас перестанет
существовать – это из названия картины невиданным образом исчезло. Вот, например,
Кваренги (по его проектам возводились все императорские и княжеские
дворцы, усадьбы, банки, институты, больницы в Москве и в Питере того
времени) был разработан проект
Санкт-Петербургской биржи, строительство началось в
1783 году. Но в
1787 году (это год написания
картины) здание полностью построенное под крышу было снесено по причине
того, что не соответствует облику города и градостроительным задачам.
Как всегда милая и логичная официальная версия…… Художник Траверс, по
всей видимости, был одним из последних, кто видел сие сооружение.....
Из названия просто, скорее всего, убрали слова наводнение или буря, а
тем более потоп......
Жан
Балтазар де ла Траверс.
Биржа по проекту Кваренги. 1787.
То
же самое с фотографиями:
Аббатство Драйберг (Шотландия), 1844, могила Вальтера Скотта (заметьте –
даже руины в названии не присутствуют) – захоронение находится далеко не
там, где памятник. Это не везет именно писателю в посмертии или же не
повезло всей Шотландии в градобитии?
В конце своего
повествования хотелось бы кратко познакомить Вас с творчеством двух
людей – поэта и художника-поэта, которые дружили и, подчас, творения
одного дополнялись воплощениями второго.
До прочтения
стихотворения необходимы пояснения: Ле́та
— в
древнегреческой мифологии[1]
источник и одна из подземных рек. РЕКА ЗАБВЕНИЯ. По прибытии в
подземное царство умершие пили из этой реки и получали забвение всего
прошедшего; наоборот, те, которые появлялись обратно на землю, должны
были ещё раз напиться воды из подземной реки. Ниже приведена
лишь выдержка из стихотворения
Corona Astralis: Полночных Солнц к
себе нас манят светы. Ах, не крещен в
глубоких водах Леты Наш горький дух,
и память нас томит. В нас тлеет боль
внежизненных обид Изгнанники,
скитальцы и поэты! Тому, кто зряч,
но светом дня ослеп, Тому, кто жив и
брошен в темный склеп, Кому земля -
священный край изгнанья, Кто видит сны и
помнит имена, Тому в любви не
радость встреч дана, А темные восторги
расставанья!
Богаевский
Константин Федорович. Звезды. И, если душа
поэта Максимилиана Волошина стремиться к таким недосягаем звездам, то к
луне у него весьма неприязненное отношение:
Lunaria.
Венок сонетов (отрывок)….
М.Волошин
Ты вопль тоски,
застывший глыбой льда!
1913
Как
же часто наши предки обращали свой взор к небу с надеждой, и как же
временами страшились того, что с него может рухнуть на нашу грешную
землю….
"Звезда Полынь" у Константина Богоевского - апокалиптический сюжет,
олицетворенный символ ужаса. "Полынь" у художника льет на землю
мертвящий ужас. Остановилось время, будто звезда появилась из
вневременного пространства и опалила острыми лучами каменные дома
современного города. В мире установилась тягостная неподвижность
магического света Полыни.
В Апокалипсисе
есть пророчество о "Звезде -
Полыни". Третий ангел
вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и
пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде "полынь"; и
третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод,
потому что они стали горьки
(Откр.8:10-11). Из текста видно, что событие это надо отнести не к
настоящему, а к будущему эсхатологическому времени. Архиепископ Аверкий
(Таушев) так изъясняет это место: «некоторые думают, что это метеор
упадет на землю и произведет отравление водных источников на земле,
которые сделаются ядовитыми. А может быть, это тоже один из
новоизобретенных способов страшной войны»
Полынь (евр.
лаана; греч. апсинтос) в Библии является символом наказаний Господних:
И сказал Господь: за то, что они
оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа
Моего и не поступали по нему; а ходили по упорству сердца своего и
во след Ваалов, как научили их отцы их. Посему так говорит Господь
Саваоф, Бог Израилев: вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою
их водою с желчью (Иер.9:13-15). В
общем нам совсем не знакомы предания о полыни – звезде….А в конце 19 и
начале 20 веков – это, вероятно, было что-то очень понятное….
Богаевский
Константин Федорович. Восточный алтарь. 1919. Что за античное
сооружение было раньше на переднем плане?
| |||
ГЛАВНАЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ |