Символ древней Руси - единорог

в поэзии 19-го века
Автор Лютик Едкий

 

ГЛАВНАЯ  ОГЛАВЛЕНИЕ  Назад ] Далее ]

 

Н. Рерих. Голубиная книга, 1922

 

   В ролике «Поэзия серебряного века. Славянская мифология» мы знакомились с Голубиной (Глубинной) книгой – бесценным источником информации, оставленном нам в наследие предками, и лишь упомянули про единорога. А этот персонаж вполне достоин отдельного повествования. Итак, наш индрик, он же Белояндрих, Кондрык, Вындрик, Единрог и Единор. Один из главных символов того содружества государств, ну или проще сказать Союза царств, коим правил Главный или Старший царь Волот Волотович.

 

Единорог. Миниатюра "Христианской Топографии", XVIII век.

 

   В предыдущем ролике также было озвучено, что в Голубиной книге упоминается как билась Правда с Кривдаю, и Правда проиграла. Аналогично в более раннем варианте Голубиной книги воюют Единорог со Львом, и Единорог уступает:

 

    Fresco_of_the_principal_portal_(GIM)_02_by_shakko.JPG 

Единорог-зверь – всем зверям отец.

Почему единорог всем зверям отец?

Потому единорог всем зверям отец, –

А и ходит он под землею,

А не держут ево горы каменны,

А и те-та реки ево быстрыя;

Когда выйдет он из сырой земли,

А и ищет он сопротивника,

А таво ли люта льва-зверя;

 

 

Сошлись оне со львом во чистом поле,

начали оне, звери, дратися:

Охота им царями быть,

Над всеми зверями взять большину,

 

Древо_жизни_и_вооруженная_стража_сундука.jpg

 

И дерутся оне о своей большине.

Единорог зверь покоряется,

Покоряется он льву зверю...

 

   Ки́рша Дани́лов (Кирилл Данилов, Кирило Данилов Никитиных) 1706-1776— молотовой мастер Невьянского завода Демидовых, музыкант и сказитель, составитель первого сборника русских былин, исторических, лирических песен, духовных стихов. Какие, оказывается, у нас работящие поэты были!!!!! Или молотовые мастера все стихами баловались?

 

   Ну, и Константин Бальмонт тоже возвращает нас к Голубиной книге:

Напомним:

Был велик ����������от дeнь, и светла заря,
Как сошлись у нас сорок два царя.
Всех могуче был светлый царь Волот,
А вторым за ним царь Дави�� идёт.

Море всех морей

«Ты уж спрашивай, сильный царь Волот,
На любой вопрос ум ответ найдет».

«Где начало дней? Где всех дней конец?
Городам какой город есть отец?
Кое древо — мать всем древам земным?
Кою травам мать мы определим?
И какой старшой камень меж камней?
Птица между птиц? Зверь между зверей?


Зверь зверей земных есть единорог,
На скрещеньях он всех земных дорог,
И куда нейди, все придешь к нему,
И узнаешь свет, миновавши тьму.

К. Бальмонт, 1906

 

Мартин де Вос, 1572


   А что мы знаем о кондрыках-индриках? Самым ранним изображениям единорогов больше 4 тысяч лет, это самый распространённый художественный мотив индской цивилизации. Гораздо позже единороги стали появляться в мифах Западной Азии. Первое же упоминание в летописях о единорогах датировано 416 годом до н.э. Оно принадлежит Ктесию Книдскому, отправившемуся в Персию для службы придворным врачом при царе Дарии Втором. Геродот и Аристотель тоже упоминали об этом существе, но так, словно в этом не было ничего необычного. Символ единорога был широко почитаем, не только в России, но также в Индии, Вавилоне, Греции, Китае и Тибете. Имея некоторые различия во внешности (например, в Индии описывали единорога с витым, неровным рогом, а в Вавилоне его изображали крылатым), единорог неизменно символизировал духовное развитие, богатство и всевозможные блага, покой, наполненность, состояние освобождения от всех ядов ума.

 

Единорог, елень и ехидна. Миниатюра «Букваря» Кариона Истомина, XVII век.

 

  Индрик также олицетворяет собой доброго духа, повелителя доброй энергии, света, победителя тьмы. Различными были не только именования единорога, но и его изображения. Единственным обязательным отличительным атрибутом зверя был его рог, остальной же облик менялся от рукописи к рукописи. Сам рог мог быть прямым, загнутым или витым, нередко единорога изображают с когтистыми лапами вместо копыт, а морда его имеет бородку. Даже окрас животного мог быть не только привычным для нас белым – символом чистоты, но и голубым, зеленым, желтым, и, весьма часто, красным, обозначающим свирепость и опасность мифического зверя. Норов у нашего Кондрыка был отнюдь не смиренный и ласковый.


   В Средневековье Единорог имел мало общего с белым конём с рогом во лбу. Роста он был небольшого, да и вида иного. «Мал животно, подобен козляти»
J Короче, если брать наши сказки, то конек-горбунок весьма похож. Очень умное, честное и волшебное создание.

"Охота на единорога". Серия гобеленов конца XV века. Фландрия

 

Единственное, что для меня так и остается тайной:

Он ведь ходит по всем по подземелью,
Словно солнышко-свет по поднебесью.

 

Мое предположение, может быть и неверное, что кондрыка наши прапрапрадеды считали символом ТОЙ цивилизации, которая на текущий момент присыпана многометровым слоем глины, песка и грунта. Цивилизации наших предков.

 
Англия, XIII век.


   Тема охоты на Единорога была чрезвычайно популярна в средневековой Европе. Приманить индрика могла легко только непорочная дева. Потому что он сам - символ целомудрия и чистоты.

Всё дело, казалось бы, в его роге: издревле его рогу приписывались лечебные свойства (в частности, считалось, что это лучшее средство от любых ядов). Однако, у меня возникает ощущение, что это символическое убийство.

Англия, XIII век.


Англия, средина XIII века.

 

Италия, вторая половина 15 века.


Восточная Англия, конец 13-нач.14 века.


Нападение охотников. "Охота на единорога". Серия гобеленов конца XV века. Фландрия


   В XV—XVI веках изображение однорогого зверя красуется на знаменах и гербах, медальонах, гравюрах, гобеленах. Он символ верности, духовной чистоты и целомудрия. Так откуда такая европейская кровожадность к легендарному зверю? Быть может, мы просто многого не знаем о нашем Единороге, например:

Средневековая карикатура - единорог сбрасывает тиару с папы Римского....

   На Руси же к животине было отношение доброжелательное, да и кто же покусится на символ правящей династии. Примерно за 20 лет до двуглавого орла, при великом князе Московском Иване III отчеканили золотые монеты двух типов: малые и большие. Большие монеты назывались «корабельниками» — по изображению на них корабля. На другой стороне находился крест, в углах которого располагались четыре единорога.

   Двуглавый орел не был еще тогда символом Руси и не мог тогда стать гербом, следовательно эмблема единорога на «корабельнике» являлась более древним государственным гербом. А точнее Орел, по версии официальной истории, пришел к нам вместе с женитьбой Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог. Однако, несмотря на это с 1562 года единорог все равно изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием Победоносцем, таким образом, в данную эпоху их значение было равнозначным.

 

Давайте посмотрим, может эти персонажи и правда похожи:

Святой Георгий на русской иконе XVI века, из города Устюжна.

Coat of Arms of Moscow.svg

Герб Москвы. Обратите внимание на преображение Святого Георгия в тевтонского рыцаря  J

 

   Это лишь мое предположение, но есть полное ощущение того, что эти два символа – Георгий Победоносец и Единорог, если не одно и то же, то взаимозаменяемы. В целом очень непросто пытаться понять историю более чем тысячелетней давности. Мы не можем толком определить, что было в 19 веке. Но, есть вероятность, что мы в итоге поднимем и многовековой пласт истории.

Наш Кондрык встречается на царской печати, троне, кухонной утвари, зданиях времен Иоанна  IV и на других предметах, а также в более ранние и поздние годы.

 

Мифический зверь единорог. Роспись коробьи. Район Великого Устюга. XVII век.

 

Муравленый узкорамочный изразец в наружном декоре паперти трапезной палаты Борисоглебского монастыря. Московское производство. 90-е годы XVII века.

 

Ротное знамя солдатского полка конца XVII в. Эрмитаж



Знамя конца XVII в., г. Стокгольм (очень странное знамя с русскими буквами – откуда оно в Стокгольме)



Уникальное знамя устюжского воеводы Пушкина, времен Смутного времени. Великоустюгский музей-заповедник

знамя

 

   Благодарю Mila Nurmela за комментарий к предыдущему видео: Индрик-Единорог = един°НаРод… У меня получилось примерно то же, но другим путем: UNICORN – Единорог на английском. Берем UNI – один, CORN – рог. НО есть также значения UNI – единое и CORN – зерно. Получаем: единое зерно, кукурузный початок, пшеничный колос. Мне лично ближе ржаной хлеб, нежели поп-корн, а потому назову-ка я Земли, где правили 42 царя, среди которых Старший – он же Первый царь, Волот Волотович, ЕДИНОРОЖЬЕМ.

 

 

   В процессе поиска изображений Кондрыка случайно попалась вот такая увлекательная картинка:                                    

Желтый единорог с витым рогом под иконой Богоматери «Знамение». Миниатюра старопечатной Псалтири XVII века.

 

   Здесь отвлекусь от повествования про Единора - знамение как-то подозрительно напоминает потоп. И судя по архитектуре – это не библейский потоп ни разу. На башенке справа тоже символы волны? Могу ошибаться….

А над иконой это что за странный знак или объект такой? Огромная благодарность всем участвовавшим в обсуждении, в том числе Татьяне Матниной https://tatiana-matnina.livejournal.com/9117.html : остановлюсь, пожалуй, что это огненный меч или огненный дух.

 

Захотелось посмотреть на другие иконы «Знамение». И вот, что сразу же нашлось в просторах Интернета:

 

   Справа и слева – это лица (если я не ошибаюсь - шестикрылых Серафимов, они же огненные змеи. Сколь мне помнится, к водной стихии эти товарищи отношения не имеют, а вот сжечь или испепелить – это вполне в их стиле). И они изображены на фоне планет?  Какие интересные иконы под названием «Знамение» оказывается…..

 

Ну-таки, вернемся к нашим кондрыкам. Символика некогда существовавшего Единорожья прослеживается и в гербах наших именитых дворянских родов. На многих из них уже присутствует влияние Льва, но Единорог в целом доминирует:

 

600px-A-00-2107.jpg

Герб графа Аракчеева

600px-A-00-1830.jpg

Герб Романовских

600px-A-00-2288.jpg

Герб рода Алымовых

600px-A-00-1308.jpg

Герб фамилии Бабаниных

Alex_K_Boncza-1.png

Герб Баташовых

RU_COA_Ostafjev_XIV,_12.jpg

Герб рода Шуваловых

 

 

Ну и нельзя не порадоваться, что символ того древнего Союза Государств преодолел тысячелетия и всё еще с нами:

 

Единорог  на гербе г. Боготол Красноярского края, исторический символ, использовавшийся ещё на печати Красноярского острога в 1644 году.

Герб Радогощенского СП (Сельское поселение) Ленинградской области

Герб СП Сосенское Московской области. Село, прежде называвшееся Соснино (СП Сосенское), упоминается в писцовых книгах 1627 года.

 

   Поражает широкая география  нашего кондрыка и то, что все гербы с ведической символикой. А последний герб еще и с Георгием Победоносцем! Все эти поселения древние, упоминания о них есть в источниках 17-18 веков, как правило, о том, что там есть погосты. То есть люди там жили не один век. У меня уже давно созрел вопрос о том, что это у нас за сельские поселения такие, у которых гербы то с гномами, то с единорогами. Но еще более мне интересно, какие следы цивилизации находятся ПОД этими сельскими поселениями.

Ну а как там поживают единороги в других странах на текущий момент? Похоже, они себя там весьма неплохо чувствуют.

Зальцбург, Австрия. Все-таки «козляти подобен»  J

 

Дворец Мирабель, Зальцбур

 

Единороги в замке Хелльбрунн, Австрия (Замок Хельбрунн (нем. Schloss Hellbrunn) - летняя резиденция архиепископа Зальцбургского):

 

 Единорог в  Мюнхене, Бавария, Германия

 

Памятник Единорогу в Люнебурге, Нижняя Саксония, Германия Люнебург

 

Единорог в  Барселоне, Испания

 

 Памятник Единорогу в Сан-Фернандо (Кадис), Андалусия, Испания

Крылатый единорог. Скульптура

 

Единорог на острове Изола Белла, озеро  Лаго-Маджоре, Италия

  

 

Единорог во Флоренции, Италия

 

 Памятник Единорогу в Валлетте, Мальта

 

Единорог в Хартогенбоссе, Нидерланды

 

Единорог в Саверне, департамент  Нижний Рейн,  Франция

  

В Китае же единорог стилизован под дракона, так что узнать его сложно. А называют его Цилинь.

 

Китайский единорог Цилинь

 

 

 

Ну уж, если речь зашла об азиатских индриках, то нельзя не упомянуть герб Казахстана:

Emblem_of_Kazakhstan.svg.png

   В гербе Казахстана изображён тулпар — легендарное существо, совмещающее рог единорога и крылья Пегаса.

Какой же конфликт произошел между львом и единорогом, что они вместо того, чтобы блюсти равновесие у мирового древа стали «дратися»? Если помните в XVII веке в Англии, было даже написано стихотворение о битве Льва с Единорогом, которое попало в повесть Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»: «Вел за корону смертный бой со Львом Единорог…». Оставлю этот вопрос пока открытым. Но мы же можем хотя бы попытаться посмотреть что-то по имеющимся источникам. Итак, абсолютно привычное изображение дерущегося со львом единорога прослеживается ВЕЗДЕ.

 

 

Московский печатный двор, основанный Иоанном Грозным нa ул. Никольской (г. Москва).

 

 

Каменный дом-Печатный двор и Правильные палаты-фасад №8

 

Там же:

 

Исторический музей, Красная Площадь, а наверху идет сражение льва с единорогом….

А также нам не менее интересно каким образом Индрик был пленен:

"Пленение Единорога". Серия гобеленов конца XV века. Фландрия. Стоит обратить внимание на ограду и ошейник. Частокол весьма напоминает ту самую корону, которую мы увидим ниже в гербах на шее у Единорога.

 

Royal Coat of Arms of the Kingdom of Scotland.svg

Королевский герб Шотландии, утвержден в XII веке. Единороги УЖЕ пленены, а лев занимает доминирующее положение на нашлемнике и на щите

Royal Coat of Arms of the United Kingdom (Scotland).svg

Герб Якова VI в 1603 году как короля Англии, Шотландии и Ирландии. Львов всё больше, а единорогов всё меньше.

 

Coat of Arms of Newfoundland and Labrador.svg

Герб провинций Канады Ньюфаундленда и Лабрадора, 1637 год.

Coat of arms of Canada.png

Королевский герб Канады, утвержден в 1921 году. Лев не только подчинил Кондрыка, но и, похоже, закусил кленовым листочком – местным населением.

 

   Подозреваю, что Единорогов на гербах Великобритании и Канады оставили не случайно – это трофей, это символ подчинения в царском ошейнике. Лев отгрыз копыто и выдрал гриву и хвост. Но мы же теперь знаем и помним про Единорожье. А особенности ржаных семян нам известны: каждое растение формирует 5-8 побегов.

Начинали мы с Единорогов это повествование, а закончить мне захотелось Львами в исполнении поэта серебряного века Максимилиана Волошина:

 

Война

 

***

 

И видел я: разверзлись двери неба
В созвездьи Льва, и бесы


На землю ринулись…
Сгрудились люди по речным долинам,
Означивши великих царств межи
И вырывши в земле
Ходы, змеиные и мышьи тропы,


Пасли стада прожорливых чудовищ:
Сами... И пастыри и пища.

 

***

 

Время как будто опрокинулось
И некрещенным водою потопа
Казался мир: из тины выползали (Потоп был недавно!)
Огромные коленчатые гады,


Железные кишели пауки,
Змеи глотали молнии,
Драконы извергали
Снопы огня и жалили хвостом,
В морях и реках рыбы
Метали
Икру смертельную,
От ящеров крылатых
Свет застилался, сыпались на землю
Разрывные и огненные яйца,

 


Тучи насекомых,
Чудовищных строеньем и размером,
В телах людей
Горючие личинки оставляли,—
И эти полчища исчадий,
Получивших

 


И гнев, и страсть, и злобу от людей,
Снедь человечью жалили, когтили,
Давили, рвали, жгли, жевали, пожирали,
А города подобно жерновам
Без устали вращались и мололи
Зерно отборное
Из первенцев семейств
На пищу демонам.

 


И тысячи людей
Кидались с вдохновенным исступленьем
И радостью под обода колес.
Все новые и новые народы
Сбегались и сплетались в хороводы
Под гром и лязг ликующих машин,
И никогда подобной пляски смерти
Не видел исступленный мир!

 

 

Есть еще предположение, что это может быть и не Первая мировая, а Крымская, например (там тоже львиные уши торчат). Вот еще одна часть стиха с указанием, что всё же это 1 мировая:

Еще! еще! И все казалось мало…
Тогда раздался новый клич: «Долой
Войну племен, и армии, и фронты:
Да здравствует гражданская война!»
И армии, смешав ряды, в восторге
С врагами целовались, а потом
Кидались на своих, рубили, били,
Расстреливали, вешали, пытали,
Питались человечиной,
Детей засаливали впрок,—
Была разруха,
Был голод.
Наконец пришла чума.

 

М. Волошин, 1923

Нам просто не рассказывали, что Гражданские войны после 1 мировой прокатились по ВСЕМУ МИРУ. Передел, перераздел. А вот почему пришла чума?

Может быть под чумой он подразумевает демонов в человечьем обличии, которые захлестнули мир своим террором.   

 

ГЛАВНАЯ  ОГЛАВЛЕНИЕ  Назад ] Далее ]