Славянская мифология

Поэзия серебряного века
Автор Лютик Едкий

ГЛАВНАЯ  ОГЛАВЛЕНИЕ  Назад ] Далее ]

 

Волотоманы, гмуры, индрики и прочие.

Наша мифология, традиции и обычаи в поэзии серебряного века.

Мне хотелось поймать сразу 3-х зайцев. Познакомить Вас с поэзией серебряного века, славянской мифологией и нашей историей, известной этим самым поэтам. Но опять первые два зайца вполне себе ловятся. А вместо истории традиционно получается кот в мешке. Впрочем, когда нас это останавливало…..

Давайте вначале что-нибудь легкое почитаем:

 

Перун

 

У Перуна рост могучий,

Лик приятный, ус златой,

Он владеет влажной тучей,

Словно девой молодой.

У Перуна мысли быстры,

Что захочет – так сейчас,

Сыплет искры, мечет искры

Из зрачков сверкнувших глаз.

У Перуна знойны страсти,

Но, достигнув своего,

Что любил он – рвет на части,

Тучу сжег – и нет его.

Константин Бальмонт, 1907

 

 

А теперь непростая тема в исполнении того же поэта:

 

ОГНЕННОЙ РЕКОЮ 

 

Из Арабских дальних стран
К нам придя в своём скитаньи,
Руссов древних Ибн-Фоцлан
Вопрошал о сожиганьи.

Почему, когда простор
Здешней жизни Руссом смерян,
Труп кладут они в костёр,
В огнь, что силой достоверен?

Потому, гласил ответ,
Что, вступивши в яркий пламень,
Возрождён, как цвет и свет,
Мрак железа, мёртвый камень.




Потому, ответ гласил,
Что земному подобает
Побывать в жару горнил,
Там, где всё перекипает

 



Да земные телеса
Аки Солнце просветятся,
Перед тем как в Небеса

В царство Солнца возвратятся.

Искушённые огнём,
Разлучённые с тоскою,
Поплывут в свой Отчий Дом
Ярко-огненной рекою.

 

Константин Бальмонт, 1907

 

Ахмед ибн Фадлан  арабский путешественник и писатель 1-й половины X века, лично побывавших в Восточной Европе.

В 921—922 годах в качестве секретаря посольства аббасидского халифа аль-Муктадира посетил Волжскую Булгарию. В своём отчёте «Рисале», написанном в виде путевых заметок, оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов, башкир, булгар, русов и хазар. Является одним из важнейших источников по средневековой истории Поволжья, Заволжья и Средней Азии.

 

У меня большой вопрос почему поэт 19-го века его называет Ибн-Фоцланом, а в наше время он уже ибн Фадлан, но, возможно, это нюансы перевода с арабского…

 

Но еще интереснее судьба его трудов: 

Первоначальный текст книги утерян. Фрагменты дошли в «Географическом словаре» арабского энциклопедиста XIII века Йакута ар-Руми. В данном виде произведение впервые было опубликовано в 1823 году российским академиком Христианом Мартином Иоахимом Фрэном на немецком языке. Единственный известный список «Записок» был обнаружен востоковедом Ахмет-Заки Валидовым в 1923 году в библиотеке при гробнице имама Али ибн-Риза в Мешхеде (Иран). Рукоп����������������������сь XIII века наряду с другими произведениями содержит текст «Записки» (стр. 390—420).

Конец руко��иси отсутствует. Произведение Ибн Фадлана также цитировaли два иранских автора: Наджиб Хамадани (2-й половина XII века) и Амин Рази (конец XV века). У меня такое ощущение, что от книги остались рога и копыта… Впрочем, к Фадлану мы еще вернемся – уж слишком он «наследил» в нашей истории.

 

А теперь более серьезная вещь. Вообще, былины, сказания и предания тяжело читаются даже в произведениях поэтов.

 

ВИДЕНИЕ ЦАРЯ ВОЛОТА 

 

Был велик тот день, и светла заря,
Как сошлись у нас сорок два царя.
Всех могуче был светлый царь Волот,
А вторым за ним царь Давид идёт.
И сказал Волот: «Ой цари людей!
Что вам виделось в темноте ночей?
Вы поведайте, чем ваш сон живёт?» —
Но молчат цари. И рече Волот:
«А мне снилося, и таков мой сон.
Будто свет горит нам со всех сторон,
От Востока встал, и зажёг весну,
Светорусскую озарил страну.
И с полуденной стороны, светло,
Древо-золото до Небес взошло, 

А на дереве кречет-бел сидит,
А в ногах его позвонок звенит.
Кто из вас, цари, изъяснит мне сон?» —
И сказал Давид, был он царь учён:
«Государь ты наш, первый царь Волот,
Сон твой сбудется, сон твой жизни ждёт.
Солнца красный свет, алый луч весны —
То начальный Град для родной страны.
Светорусская возгорит земля,
Кровью вскормятся все луга-поля.

 

Как восточные облака горят,
Городам земным вспыхнет первый Град,
Светорусский Град, где не будет тьмы,
Где блеснут сердца, возгорят умы,
Древо-золото — тех умов оплот,
Тех сердец расцвет, что светло цветёт.
Кречет-бел на нём — белизна души,
Позвонок всем нам говорит: Спеши,
Поспешите все, всех зовёт тот звон,
В нас да сбудется златоцветный сон». —
И задумались сорок два царя,
И раскинулась широко заря,
И светло горит первый царь Волот,
И во все края жаркий свет идёт.

 

Константин Бальмонт, 1907

 

Волот Волотович он же Волотоман, Волотомон, Вотоломон — одно из главных действующих лиц в древнерусской «Повести града Иерусалима», по мнению Буслаева («Очерки» I, 455 и сл.), составляющего посредствующее звено между «Беседой трех святителей» и «Голубиной книгой»

 

Н. Рерих. Голубиная книга

 

Тут придется поднять такую спорную тему, как великаны. Раз уж мы рассматриваем славянскую мифологию и мне попалась такая информация, то попробую высказать свои предположения. Вот Буслаев, например, сближает Волота с древним славянским названием великана.

Воло́ты (веле́ты) — восточно-славянские мифологические персонажи, известные из фольклора и из некоторых средневековых рукописей («Слова́» Григория Богослова, «Палея» и др).

В древнерусских текстах волоты — гигантские и красивые предки людей, которые выросли с насеянных Змиевых зубов. В фольклорных преданиях волоты — героические великаны, вырывавшие деревья и передвигавшие горы. По преданию они превратились в камни или живыми ушли в землю. Их могилы — курганы, которые называются «волотовками», «волотками». Во многих легендах волоты относятся к потустороннему миру. Исследователи указывают на сходство образов волотов и языческого божества Волоса.

Вильнюсский кафедральный собор. Мужик с фолиантом и кисой…

image[3]

 

Книжки – книжкам – рознь…


image[4]


image

 

 

Волотоманы - они же Аси́лки, оси́лки, веле́ты (вспомнилось слово ОСИЛИТЬ!!!) — персонажи восточнославянских легенд, великаны-богатыри, жившие в древние времена и уничтоженные Богом за непомерную гордыню.

 

 

В белорусских преданиях асилки корчуют деревья, откидывают или разбивают камни каменным оружием. По некоторым другим мифам, асилки создавали реки, воздвигали утёсы и т. д. Иногда за каменной стеной, разбитой ими, обнаруживали похищенных змеем людей. В рамках теории «основного мифа» сюжеты, связанные с асилками (подбрасывание в небо булавы, отчего гремит гром, победа над змеем и другие), считаются элементами мифа о борьбе громовержца с его противником, змеем

 

 

А что нам говорит Интернет?  Сеть выдала мне какие-то непонятные исторические акты.

http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003824075/
http://нэб.рф/search/?q=%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD&PAGEN_1=2
Великаны Ледовитаго Океана. Преданiе. Л.Ф. Пантелеев , 1895 Язык: Русский (дореформенная орфография)Входит в состав: Якутские рассказы Источник: Российская государственная библиотека (РГБ)

 

Всё же есть большая вероятность, что наши предки жили в симбиoзе с великанами и, более того, волотоманы на определенном этапе были Правителями. С другой стороны, великаны тоже могли быть разных видов и происхождения. Очень мне интересно теперь какого роста был Рюрик...

 

 

 

А вот и наши персональные великаны, и двери в Эрмитаже как раз соответствуют их росту… :)), а никак не нашему…с тумбочки сошел и пошел на экскурсию… Их, правда, называют атлантами

 

 

Вообще похоже, что все статуи атлантов, волотоманов или асилков примерно 5-ти метровые, но могу ошибаться. По крайней мере по фотографиям похоже на то, но надо проверять. Да и пропорции желательно посчитать. Помните русское выражение: «косая сажень в ПЛЕЧАХ».

Косая сажень  — старорусская единица измерения, равная 2,48 метрам.

 

 

 

Еще хотелось бы предложить краткий экскурс в мифологию славян от другого автора. https://wisdomlib.ru/story/2542, где тоже речь пойдет о волотоманах в том числе.

 

Волшебные народы

Мифы древних Славян

 

Когда-то люди заселяли землю вместе с иными народами, которые также были внуками добрых и злых божеств.

От Алины Святогоровны и Ильма Сварожича ведут свой род гмуры и альвы. Гмуры и альвы - родственники, первые гмур и альв были братьями. Только гмуры пошли в отца — великого бога-кузнеца Ильма Сварожича, а альвы — в мать прекрасную Алину.

 

гмуры-гномы-герб

 

Гномы/гмуры  на гербе Надвоицкого Поселения (Карелия), основанного ранее 1620 г. и на проекте герба  г. Воткинск, Удмуртия

В горах, в пещерах, живут гмуры, также их называют гомозулями и гномами. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы.

В общем-то — это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека — пугают его громким криком

 

 

Гмуры воюют в подземельях с горными чудовищами и драконами. Гмуры похожи на людей, только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам. Часть гмуров смешалась с людьми, от них люди и получили знания о кузнечном и ювелирном мастерстве. Многие древние роды кузнецов имеют своими родоначальниками гмуров.

Альвы (альвины) — родственики гмуров, но они не выносят подземелий, потому им было трудно прятаться от людей. Не любили они воевать, потому не сопротивлялись, а только бежали от людского племени. Альвы — мудрецы и волшебники, но владеют лишь добрым волшебством, не могут причинить зла

 

1-альв-иванов

Светлый Альв и темный Альв, Худ.В.Иванов

 

Некоторые альвины приходили к людям и сделали много добра. Они учили волхвов волшебству, тайным наукам, стремились улучшить нравы. И кое-чего добились. Но ныне альвов почти не осталось, ибо на них первых был направлен гнев властителей, служащих силам тьмы.

Одним из последних пристанищ альвов была Эвлисия — Блаженная Лебединая страна близ Алатырской горы, но потом они ушли и отсюда.

Говорят, что где-то в океане есть волшебный остров, куда они переселились, но туда нет дороги для людей. На этом острове среди вечно цветущих садов стоят их замки. Здесь альвов никто не беспокоит, они питаются фруктами, поют песни и никогда не старятся.

 

К��оме гмуров и альвов когда-то на землях Руси жили и иные волшебные народы — лесные друды, великаны-асилки или волотоманы, также чудь белоглаз��я, жители пещер паны

 

hudozhnik Mihail Vrubel 25

Михаил Врубель. Пан

 

Псиглавцы,

 

одноглазые орики, женоуправляемые ягыни и другие. Все они — людского племени, часть их смешалась со славянами, часть — с иными народами. А духи их по сию пору бродят по Руси, охраняют древние курганы.

Друды происходят от Анта Велесича и Прии Богумировны. Они смешались с актами, ���� которым относят своих предков некоторые казачьи и черкесские рода. От Велеса Асилы свой род ведут великаны-асилки и волотоманы, кои смешались с предками белорусов, поляков и кельтов.

Был и другой род великанов, который также называют троллями. Они, судя по-всему, выродившиеся потомки титанов, некогда сосланных или изгнанных от берегов Средиземного моря на Север. Они до недавнего времени населяли северные леса и горы (последний раз их видели у Пановых гор на Волге). Владели черной магией, могли обращаться в скалы и змеев. И в конце концов выродились окончательно, превратились в злобных людоедов и были полностью истреблены.

 

 

На Урале и русском Севере в древности жили чудь белоглазая и дивьи люди. Чудь белоглазая:

Изначально они были одним родом, и имели одних прародителей, по всей видимости Чурилу Дыевича и Тарусу. Потом они дали начало многим арийским и финским родам. В частности, к ним относят Лунную династию индийских и венедских царей. Разделились они по религиозным мотивам. Дыевы люди стали служить Дыю и ушли в подземные города сразу после битвы Сварога и Дыя. Их приютили подземные жители паны, которые происходят от Пана Виевича. А чудь ушла в те пещеры незадолго до включения Урала в Московское царство.

Cобщение о чуди незнаемой древнего рукописного сборника Соловецкой библиотеки было опубликовано в «Древностях», Труды Московск. Археол. общества, т. 14, М., 1890.

"Вверх той реки великой Оби люди ходят под землею, рекою день и ночь с огнями и выходят на (подземное) озеро, и на том озере свет пречудный и град великий».

Если о чуди, альвах и гмурах более рассказывают сказки, притчи и легенды, то о последних великанах, живших на Руси еще в X веке, сохранилось и сугубо историческое известие. Так, арабский дипломат и уважаемый землеописатель Ибн-Фадлан (и снова он!), посетивший верховья Волги, при дворе болгарского хана видел останки только что убитого великана— людоеда

 

 

"И увидел я, что голова его подобна большой кадке, и вот ребра его подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же роде кости его голеней и обе его локтевые кости. Я изумился этому и удалился".

Этого великана отловили в лесах племени веси (то есть, в муромских лесах). Он был нрава буйного, потому его держали на цепи, а удавили из-за того, что от его крика у женщин случались выкидыши.

Иллюстрация не из лесов под Муромом, но само действо похоже.

 

Фрески капеллы Оветари церкви Эремитани. Падуя

 

Ну и уж коль мы затронули тему царя Волота, то мы не можем не упомянуть забытую всеми Голубиную книгу (Каменная, Глубинная книга) — сборник восточно-славянских народных духовных стихов, в вопросах и ответах которого даются сведения о происхождении мира, людей, сословий, сведения географические, естественно-научные и другие. Столетиями эта любимая народом былина-предание передавалась в устной форме.

Существует более 20 вариантов, некоторые значительно отличаются от остальных. Популярность этого произведения духовно-народной литературы объясняется тем, что оно давало ответы на самые важные космогонические вопросы и, вместе с тем, отвечало на вопросы относительно нынешнего состояния вселенной и разных любопытных предметов, имеющихся на земле.

Будучи первоначально книгой дозволенной, постепенно переходит в разряд запрещенных. Последнее объясняется тем, что в книге объединились как христианские, так и языческие мотивы. Можно сказать, что форма христианская, а содержание ведическое. Так, например, в житии Авраамия Смоленского (1172 — 1221) встречается, что этот подвижник читал и переписывал многие «голубиные/глубинные книги», за что был изгнан из монастыря и даже предан суду

 

 

Н. Рерих. Книга Голубиная (Помин о четырёх королях). 1911

Мне, лично нравится вот такая интерпретация последней части:


Говорит тут Давид, царь, Осеевич:
«Волтоман, мудрый царь, Волтоманович!
Не во снях [снах] это все тебе виделось –
Наяву это все показалося;
Не два зай��а в то�� поле ��бе��ал��ся,
Это Кр��вда там с Правдой сходилася;
Правда Кривду тогда переспорила,
И на Правду там Кривда накинулась;
Тогда Правда на небо поднялася,
А уж Кривда пошла землей-матушкой,
И по тайным сердцам поселилася;
От той Кривды земля всколебалася,
От того весь народ возмущается;
И от Кривды народ стал неправильный,
Беззаконный он стал и злопамятный;
Обмануть все друг друга стараются,
И друг друга поесть покушаются».

 

Адриан Шафранов, 1908, Стих о Голубиной книге 

 

А еще вот Вам загадка:

Малый Индрик всем зверям зверь-батюшка;
Он ведь ходит по всем по подземелью,
Словно солнышко-свет по поднебесью,
Прочищает ручьи и проточины;
Где пройдет он - там ключ пробивается;
Куда малый тот зверь поворотится,
Все-то звери ему тут поклонятся.

 

Кто это? У меня ответа нет до сих пор...

 

 

http://paganism.msk.ru/liter/golub1.htm - варианты Голубиной книги можно почитать здесь. И хоть они разняться, но каждый из них занимает не более 3-х страниц стихотворного текста.

 

В следующей части мы опять пойдем гулять по стихотворной мифологии и будем знакомиться с другими персонажами славянских былин, преданий и заговоров.

 

***

 

Вот смотрю ролики других исследователей по поводу Крымской (Восточной) войны, а со слов поэта понимаю, что это была черта НЕВОЗВРАТА....Это же как крик души: Федор Тютчев, 1856 г.

 

Стоим мы слепо

 

Стоим мы слепо пред Судьбою,
Не нам сорвать с нее покров...
Я не свое тебе открою,
Но бред пророческий духов...

Еще нам далеко до цели,
Гроза ревет, гроза растет,-
И вот - в железной колыбели,
В громах родится Новый год...

Черты его ужасно строги,
Кровь на руках и на челе...
Но не одни войны тревоги
Принес он людям на земле.

Не просто будет он воитель,
Но исполнитель божьих кар,-
Он совершит, как поздний мститель,
Давно задуманный удар...

Для битв он послан и расправы,
С собой принес он два меча:
Один - сражений меч кровавый,
Другой - секиру палача.

Но для кого?.. Одна ли выя,
Народ ли целый обречен?..
Слова неясны роковые,
И смутен замогильный сон...

 

ГЛАВНАЯ  ОГЛАВЛЕНИЕ  Назад ] Далее ]